|
Главная
→
Новости
→
"Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов" из опыта работы учителя-логопеда. 17.09.24
"Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов" из опыта работы учителя-логопеда. 17.09.24
Консультация «Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов».
У детей с общим недоразвитием речи нарушены сразу несколько сторон речи: лексика, грамматика, слоговая структура слова, фонематический слух, связная речь и так далее. Но, как показывает практика, родители чаще всего обращают внимание именно на недостатки звукопроизносительной стороны речи.
Что такое автоматизация звуков? Её этапы.
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука. Необходимо сразу уточнить для родителей, у детей которых нарушено сразу несколько групп звуков, что работа над исправлением следующего звука ведётся тогда, когда в достаточной мере автоматизирован предыдущий звук. Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя.
Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях.
Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности.
Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута. Автоматизация любого звука включает в себя: • автоматизацию изолированного звука; • автоматизацию звука в слогах; • автоматизацию звука в словах; • автоматизацию звука в словосочетаниях; • автоматизацию звука в предложениях; • автоматизацию звука в связной речи.
Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения: многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и предложений и т. д.
Главное добиваться чистого произношения как во время специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной деятельности.
И не забывайте хвалить ребенка!
Далее будут описаны примеры таких игровых приёмов.
****Нанизывание Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек и т.д. На каждую бусину проговаривается поставленный звук, слог, слово с определенным звуком. ****Дорожки Ребенок шагает пальчиками по дорожке (нашиты или приклеены пуговицы на длинный прямоугольник), проговаривает поставленный звук или слоги с данным звуком. ****Узелки Берем толстую веревку или шнурок и завязываем на ней несколько узлов. Ребенок, развязывает узлы пальцами, на каждый узел называет поставленный звук. Узлы можно не развязывать, а «бежать» пальчиками по веревке: «добежал» до узелка – назвал слово и т.д. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д. Перемотка ниток Ребенку предлагается длинная толстая шерстяная нитка, которую нужно смотать в клубок. При этом проговаривать набор слов на поставленный звук. Можно так же наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки. ****Узоры Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово. ****Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова. ****Кубик с цифрами. Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра укажет, сколько раз повторить слог, слово. ****Перекладывание Ребенок перекладывает из коробки в коробку бусины, желуди, фасоль, пластмассовые крышки и т.д. с одновременным проговариванием слов. ****Рисование по опорным точкам Предлагается контур предмета из точек, ребенок должен обвести его, чтоб получилась картинка. Одновременно проговаривая предложение, скороговорку. ****Часики Ребенок проговаривает слово столько раз, сколько покажет стрелка на часиках. ****Заборчик Ребенок рисует горизонтальные или другие линии с одновременным проговариванием слов. ****Колокольчик Ребенок проговаривает речевой материал, а мама оценивает правильное произношение звоном колокольчика. ****Разноцветные пробки Ребенок проговаривает слово столько раз, сколько пробок (например красного цвета) у него в лоточке или сколько фигур нарисовано. ****Цветочек Когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются). ****Игра на пианино Когда, имитируя игру на пианино, ребёнок проговаривает заданный слог 5 раз: РА-РА-РА-РА-РА, РО-РО-РО-РО-РО РУ-РУ-РУ-РУ-РУ РЭ-РЭ-РЭ-РЭ-РЭ РЫ-РЫ-РЫ-РЫ-РЫ ****Ступеньки. Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним. ****Раз – шажок, два – шажок. Ребенок стоит, руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов, слов.
Консультация «Как не терять поставленные звуки».
Во время выходных, отпусков, каникул особо важное значение приобретают поставленные звуки. Зачастую, в течение этого времени взрослые не уделяют этому должное внимание. Поэтому по истечении времени, звуки снова приходится ставить и работа с ребёнком занимает значительно больше времени. Что же предпринять взрослым в данной ситуации?
- Во-первых, нужно заглянуть в тетрадь с домашними заданиями, которые в вам выдал логопед. Там написаны упражнения и задания для закрепления правильного произношения тех звуков, которые были поставлены в течение этого года. Не надо пугаться объема – помните, что у вас впереди ещё есть время. Но и откладывать эту работу тоже не стоит. Постарайтесь выработать какой-то ритм, например, утром или вечером делайте с ребёнком артикуляционную гимнастику. Выделите время в течение недели, чтобы проработать звуки по речевым заданиям в тетради. В ненастную погоду вы можете сделать чуть больше.
- Обязательно следите, как ребёнок произносит те звуки, которые логопед ввёл ему в речь. Не позволяйте ребёнку коверкать звуки, которые он способен правильно произнести без зеркала. Обычно, если ребенок уже научен произносить звук в словах и предложениях, он вполне может обойтись без зеркала.
- Развивайте мелкую моторику в играх с разными предметами: с водой и песком, с природными материалами (веточки, шишки, камушки, ракушки, травинки, кусочки коры и бересты и т. д.), в играх с мелкими предметами (например, от киндер-сюрпризов), с пазлами, головоломками, конструктором, декоративными камушками (для украшения цветочных горшков и аквариума), с помощью рисования, лепки (из пластилина, теста, мокрого песка, пластики), выкладывая картинок из сушёных цветов, листьев и травинок и т.д. Любая игра, в которой требуются точные и аккуратные движения пальцев рук (а особенно – кончиков пальцев), развивает мелкую моторику. Развитие мелкой моторики стимулирует развитие речи на уровне мозговых механизмов.
- С этой же целью можно использовать такие летние развлечения как: рисование пальцем и веточкой на песке, перебирание под водой камушков, имитация руками в воде плавающих рыбок, осьминогов и т.д., собирание гербариев, мелких ягод, семян и их перебирание от мусора, плетение «заборчиков» из веточек и соломинок, создание из хвойных лапок «веников» и т. д.
- Развивайте дыхание ребёнка, ведь благодаря сильному, долгому, равномерному выдоху ребёнку будет легче произносить звуки, особенно – звонкие ([З], [Ж], [Л], [Р], [Рь]). Для этого можно использовать: выдувание мыльных пузырей, обдувание одуванчиков, сдувание мелких мусоринок с ладони, с подушечки пальца, дутье на воду (в воде образуется ямка), надувание воздушных шаров, дутье на вертушки, а также – свистки, дудочки, детские флейты, губные гармошки и т.д. Запомните несколько простых правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не навредить ребёнку: 1) вдох делается спокойно, беззвучно, быстро, ртом и носом одновременно или только носом. При этом нельзя поднимать плечи и закидывать назад голову, 2) выдох делается либо сильно и долго, либо сильно и коротко, 3) нельзя беспорядочно дуть много раз подряд, очень быстро – закружится голова!
Подготовила: учитель-логопед Лебедева А. Д., филиал № 2 МБДОУ д/с № 31
16.09.2024, 131 просмотр.
|