Консультация «Участие родителей в коррекции речи ребёнка».
Одно из основных условий развития ребёнка, его социализация, адаптивность и в дальнейшем успешное обучение в школе, зависит от того насколько своевременно и полноценно может быть сформирована речь в дошкольном детстве. Даже незначительные проблемы с речью, а тем более задержка или нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведение, и в различных формах деятельности. Поэтому на этапе развития ребенка в детском возрасте необходимо обратить внимание на все стороны речи. Речь нельзя назвать врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза, и вместе с физическим и умственным развитием ребенка служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком речевых навыков происходит с определенной закономерностью и отличается рядом черт, общих для всех детей.
Как отмечают С. Л. Рубинштейн, Л.П. Федоренко и др. — речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, инстинкт, т. е. врожденное умение, которому не учатся, а с которым уже рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать и т. д. Поскольку звукопроизношение ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в большой степени зависит от постоянной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни, то следует обратить внимание на необходимость грамотного включения родителей в данный процесс.
Самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения. Причины возникновения этих нарушений могут быть разными. Во-первых, многие из них являются результатом несвоевременно или не эффективно оказанного лечения. Во-вторых, недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. В-третьих, недостаточной сформированность фонематического слуха и др.
Формирование социально-педагогической компетентности родителей, воспитание детско-родительских отношений, обучение родителей способам взаимодействия со своим ребенком, понимание его трудностей, также относятся к области значимых направлений дошкольной коррекционной педагогики. Родители должны быть вовлечены в непосредственный процесс обучения и воспитания, стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с проблемами. Для этого должно быть обеспечено регулярное взаимодействие родителей детей с ОНР с воспитателями, учитель-логопедом, психологом.
Прежде чем планировать совместную деятельность семьи и детского сада, связанную с коррекцией, необходимо проанализировать ряд показателей, таких как сложившиеся детско-родительские отношения и возможно имеющиеся в них нарушения (гиперопека, гипоопека, попустительский стиль и т.д.), определить какова компетентность родителей в вопросах развития и воспитания детей, а также направленность и интересы родителей, связанные с коррекцией. Все это определяет важность привлечения семьи в специальное образовательное пространство.
Для успешного преодоления речевых нарушений и всестороннего развития дошкольника необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
- В общении с ребёнком родители должны пользоваться грамматически правильно оформленной речью, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного (а зачастую неправильного) развития лексической, грамматической и произносительной сторон детской речи.
Для этого нужно наполнить повседневную жизнь ребёнка правильным речевым общением:
- чётко проговаривать слова, пусть малыш видит движения ваших губ;
- посредством называния окружающих предметов и явлений развивать
предметный словарь (например, это дрель, это светильник и т.д.);
- в собственной речи правильно употреблять грамматические формы,
четко проговаривать окончания слов, предоставлять ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах (например: Это воробей; нет воробья; ищу воробья; думаю о воробье; рисую воробья. Коля гулял, а Даша гуляла и т.д.);
- обращать внимание ребёнка на смыслообразующие элементы речевой
системы – глаголы. На примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например: встал, лёг; зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок; привязал, отвязал, перевязал и т.д.);
- привлекать внимание детей к правильному пониманию и
употреблению пространственных предлогов изолированно и в контекстной речи (например: положи ручку на стол, возьми ручку со стола, положи ручку под стол, спрячь ручку за спину, достань мяч из-под стола т.д.);
- учить согласовывать существительные с прилагательными и
числительными, используя речевые игры (например, игра «Какого цвета?»: желтое яблоко, красная машина; 4 красных карандаша, 7 жёлтых пионов, 6 легковых машин, 5 воздушных шаров);
- обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи: называть
продукты, из которых готовятся блюда; как готовятся (варим, жарим, печём, режем, чистим); описывать вкусовые качества блюд (вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная); определять цвет (зеленый, жёлтый, красный);
- игры можно придумывать самим, «подсматривать» в развивающих
книжках, желательно использование картинок, различных игр типа «Лото», «Домино» и др.
- читать детям книги, что способствует становлению правильной речи,
обогащает словарь, повышает интеллектуальный уровень, развивает логическое мышление, внимание, развивает эмоциональную сферу.
- Необходимо развивать мелкую моторику рук ребёнка, так как установлено, что уровень развития речи ребёнка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
- Ведущей деятельностью ребёнка является игровая деятельность и поэтому важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка и создание игровых ситуаций. Неоценима роль игрушки в речевом развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление маленьких рассказов, в том числе и рассказов — описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребёнку.
- Желательно ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, игры на развитие фонематического слуха.
- Важно, чтобы вся работа происходила на эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать родной речью.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка на занятия может быть различной: от полного отказа и слёз до радости и удовольствия. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать затруднения, пытаться его заинтересовать. Но, в то же время, нельзя переутомлять и перегружать малыша информацией, родителям просто необходимо научиться «чувствовать» своего ребёнка. А ещё, учить ребёнка трудиться!
В отношении к ребёнку создание атмосферы доброжелательности, терпимости, спокойствия – важное условие успеха.
- Желательно организовать место для занятий ребёнка, позаботиться о правильном освещении, удобном стуле и столе. Для выполнения артикуляционной гимнастики необходимо настольное зеркало.
- Важна правильная организация режима дня ребёнка. Помните, активный отдых на свежем воздухе стимулирует все жизненные процессы. Питание ребёнка должно быть правильным, сбалансированным. Ограничьте просмотр телепередач. Обеспечьте ребёнку полноценный сон в хорошо проветренном помещении.
Подготовила: учитель-логопед Лебедева А. Д., филиал № 2 МБДОУ д/с № 31 г. Пензы.