Материально-техническое обеспечение и оснащенность
В современных условиях для решения задач гармоничного развития личности воспитанников необходимо хорошее материально-техническое оснащение образовательно-воспитательного процесса.
Администрация филиала №2 МБДОУ детского сада № 31 города Пензы постоянно работает над решением данного вопроса. Материально-техническая база и медико-социальные условия детского сада отвечают требованиям СанПиН и федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО).
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематически работа по созданию предметно-развивающей среды. Здание детского сада светлое, имеется центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии.
Для ведения образовательной деятельности, укрепления и сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении имеется:
- групповые помещения – 6 (2 групповые комнаты со спальными помещениями)
- кабинет заведующего — 1
- методический кабинет — 1
- кабинет учителя — логопеда — 1
- музыкально-физкультурный зал-1
- пищеблок — 1
- прачечная — 1
- медицинский блок -1
Все кабинеты оформлены и материально оснащены.
Групповые комнаты, включающие игровую, познавательную и обеденную зоны оборудованы согласно санитарных правил и нормативов. При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием. Предметная среда всех помещений оптимально насыщена, выдержана мера «необходимого и достаточного» для каждого вида деятельности, представляет собой «поисковое поле» для ребенка, стимулирующее процесс его развития и саморазвития, социализации и коррекции. В МБДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
Кроме того, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса в детском саду имеется достаточное количество учебно-методической литературы.
Помещения для физического развития и оздоровления детей:
— медицинский кабинет для проведения лечебно-оздоровительной и профилактической работы, оснащенный необходимым мягким и твердым инвентарем, предназначенным для оказания первой медицинской помощи;
— музыкально- физкультурный зал -функциональное помещение для проведения физкультурных занятий, спортивных секций и кружков, развлечений, спортивных праздников, утренних и вечерних гимнастик. Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей обеспечивается наличием в физкультурном зале современных комплектов физкультурного оборудования и инвентаря, спортивно-игровых комплексов:
традиционные пособия: канаты, мячи, гимнастические палки, обручи, велосипеды, самокаты, спортивно-игровое оборудование: мягкие модули,
физкультурно-оздоровительное оборудование: сухие бассейны с цветными шариками, мячи – прыгуны, массажные мячи, гимнастическая дорожка, дорожка для профилактики плоскостопия;
нестандартное физкультурное и спортивно-игровое оборудование
— спортивная площадка на участке — для организации прогулок с детьми на свежем воздухе. Включает в себя физкультурную площадку и ряд спортивно-игровых зон: дорожка с препятствиями. На площадке установлены современные игровые комплексы, соответствует возрастным особенностям детей и технике безопасности. Площадь озеленения составляет 20% от общей площади, ограждение территории, её освещение в удовлетворительном состоянии.
Помещения для развития речи и благополучного эмоционального состояния:
— речевые уголки в группах;
— кабинет учителя-логопеда;
В ДОУ организован логопедический кабинет как специально выделенное помещение, отвечающее педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности и приспособленное для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. Логопедический кабинет оборудован необходимым инвентарем, играми и пособиями. Все пространство логопедического кабинета поделено на три зоны:
- пространственно-организующим элементом первой – является настенное зеркало, оснащенное дополнительным освещением и комплект парта — стул, перед которым проводятся значительная часть логопедических занятий по постановке звуков, их автоматизации и дифференциации;
- вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми, а также занятий с подвижными микрогруппами, ее элементами являются соответствующие росту детей стол, стулья и магнитная доска;
- в оборудовании третьей зоны – рабочего места учителя — логопеда – входит письменный стол, стул, закрытые шкафы для книг, игрушек, наглядных пособий и оборудования.
Оснащение логопедического кабинета.
- Рабочий стол для логопеда.
- Шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
- Столы и стулья для детей и взрослых.
- Настенное зеркало 50 х 100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, со специальным дополнительным освещением.
- Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула (для ребенка и для педагога).
- Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
- Материал размещается в коробках и папках.
Помещения для художественно – эстетического развития:
— музыкальный зал, в котором имеются музыкальные инструменты (электронное пианино, фортепиано), музыкальный центр с богатой фонотекой современной и классической музыки, всё необходимое для развития музыкальных способностей детей: детские музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры и пособия, игрушки для сюрпризных моментов, библиотека.
Универсальное помещение для организации утренних и вечерних гимнастик, музыкальных занятий, праздников, спектаклей, физкультурно-оздоровительных праздников, досугов.
В детском саду для проведения педагогических советов, мастер-классов, открытых занятий, утренников и других различных мероприятий широко используются современные информационно-коммуникационные технологии. Имеется видеокамера, цифровой фотоаппарат и проектор. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности, выставляются на сайт учреждения.
Организованная в МБДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Территория детского сада имеет ограничения по всему периметру.
На территории детского сада для каждой возрастной группы отведена отдельная игровая площадка с верандой.
Имеется спортивная площадка, огород, цветники, площадка по правилам дорожного движения.
В ДОУ уделяется большое значение обеспечению безопасности пребывания детей. Подключена АПС (автоматическая пожарная сигнализация) на пульт единой диспетчерской, помещение снабжено средствами службы пожаротушения, имеются схемы плана эвакуации детей и взрослых, регулярно проводится инструктаж со всем коллективом на случай возникновения пожара. С детьми и персоналом 1 раз в квартал отрабатываются навыки эвакуации при пожаре. С сотрудниками проводятся семинары – практикумы по правильному пользованию огнетушителем.
Безопасность дошкольного учреждения обеспечена тревожной кнопкой, контролем дежурных в дневное время, дежурством сторожей в ночное время.
В групповых комнатах все секции отопления закрыты ограничивающими доступ щитами. Детская мебель сертифицирована, изготовлена из безопасных материалов.
Санитарно-гигиенические условия содержания детей в ДОУ соответствуют требованиям СанПиН. Игровое и физкультурное оборудование, игрушки, средства ТСО соответствуют требованиям государственного стандарта по дошкольному образованию.
Создание предметно-развивающей среды предусматривает систему условий, которая позволяет реализовывать эффективное функционирование ДОУ, стимулировать развитие ребенка, активно действовать в ней и творчески её видоизменять, а также полноценно развиваться функционирование ДОУ, стимулировать развитие ребенка, активно действовать в ней и творчески её видоизменять, а также полноценно развиваться ребенку как личности в условиях игровой, коммуникативной, двигательной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения деятельности.